Постоянные изменения в законодательстве нашей страны, значительным образом касаются и транспортной отрасли. В соответствие с Приказом Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года на транспортные предприятия возложена обязанность по оснащению транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ, тахографами с блоком СКЗИ.

В связи с этим, транспортные предприятия теперь обязаны обеспечивать не только правильную эксплуатацию тахографа, но и своевременное его обслуживание, проверку, расходные материалы (специальная бумага), но и выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней и хранить информацию в течение года.

Сам тахограф призван накапливать информацию о рейсах водителя и выгружать ее уполномоченным лицам. А блок СКЗИ отвечает за непосредственное выполнение операций с информацией с целью ее сохранения в секрете и ограничения доступа к ней. Так, этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их.

Блок СКЗИ разработан в России и устанавливается на тахографы российских транспортных средств. С таким прибором, так как он является секретным, нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза. Автомобили, которым необходимо осуществлять подобные поездки, оснащаются другими тахографами с блоком ЕСТР (европейского образца).

По внешнему виду блок СКЗИ для тахографа напоминает коробочку небольшого размера, которая оснащена входом, предназначенным для антенны навигации. Это устройство помещается внутрь тахографов отечественного образца. Водитель не имеет права вынимать данный прибор, также ему не допускается изменять его положения или выполнять какие-либо действия по отношению к этому блоку. Равным образом это запрещено и для всех иных лиц. Исключение составляют организации (мастерские), которые обладают лицензией компетентных органов на выполнение подобных действий.

Всего в Ямашском УТТ спецтехники, оснащенной данным устройством, 209 единиц, а водителей 235 человек. Считывание данных с карт водителя производили 7 диспетчеров при выдаче путевого листа. Однако, это занимало очень длительное время (до 10 минут) и, зачастую, приводило к несвоевременному считыванию данных. Это является нарушением законодательства и влечёт за собой большие штрафы.

Для своевременной выгрузки данных с карт водителей, эту функцию стали выполнять сами водители. Для этого в диспетчерской Ямашского УТТ установили компьютер с программой «ШТРИХ TahoREPORT» и считывателем. Разработали визуализированную инструкцию, ознакомили и провели демонстрацию для водителей. Теперь вся информация выгружается вовремя.

Предлагаем использовать наш опыт и реализовать подобный проект и в других УТТ.

Марина КИСЕЛЁВА,
старший мастер РММ
Ямашского УТТ

Плашка
Тахограф — это устройство на борту автомобиля, которое предназначено для того, чтобы осуществлять вычисление базовых параметров его движения: для определения дистанции, которую прошел автомобиль, времени, потраченного на дорогу, и скорости, которую он при этом развивал. Определяется длительность рабочего дня водителя, сколько времени он отдыхал. Тахографы ставят на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, в которых находится свыше восьми посадочных мест.

Плашка
Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – это пломбируемый блок памяти контрольного устройства, в котором сохраняется вся информация, собранная тахографом и привязанная к координатам и времени. Данные хранятся в зашифрованном виде и не могут корректироваться или удаляться. Шифровка и дешифровка информации осуществляется на основании цифровой подписи.


Галерея

Другие Статьи: